Монгольские оленеводы
Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. Монгольские оленеводы:
Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 07-01-00333а
Самая северная часть Монголии – высокогорье, образованное хребтами Баян нуруу, Хорьдол-Сарьдаг, Улаан тайга, крупной межгорной котловиной Дархадын Хотгор (Дархатская котловина), расположенное на высоте 1 500–2 000 м., является территорией традиционного расселения одного из малочисленных народов Монголии (в настоящее время их насчитывается около 200 человек) – цаатанов, который на основании природных и климатических условий пространства расселения, образа жизни, хозяйственных практик правомерно считать входящим в группу коренных народов Севера.
Этногенез хубсугульских цаатанов, имеющих также несколько экзо- и эндоэтнонимов, таких как, ойн соёд уряанхай, уйгур цаатан, урианхай цаатан, тува цаатан, туhа, является малоизученным. Большинство исследователей, касавшихся этого вопроса, склонны считать, что хубсугульские цаатаны входят в группу близкородственных народов Саяно-Алтая, среди которых тувинцы-тоджинцы (Тува, Тоджа), тофа (Иркутская область, Нижнеудинский район, Тофалария), сойоты (Бурятия, Окинский и Тункинский районы). Таким образом, образуется определенный географический непрерывный субрегион, расположенный в границах административных районов Монголии (Хубсугульский аймак) и России (Бурятия, Иркутская область, Тува). Помимо общего хозяйственно-культурного типа, распространенного у указанных народов, у них есть много общих черт в языке, а также в этническом составе. Однако, оказавшись разделенными границами Российской и Цзиньской империй, хубсугульские цаатаны и тувинцы-тоджинцы развивались отдельно от сойотов и тофаларов.
Сам же этноним цаатан связан с основным, идентифицирующим многие северные народы, видом хозяйственной деятельности – оленеводством, т.е., по сути, является этнонимом социального происхождения, в основе которого лежит термин, указывающий на вид деятельности. В основе соционима, легшего в основу этнонима, лежит термин «цаа»,в монгольских языках имеющий значение «северный олень». Отсюда этноним цаатан репрезентируется как «обладающий оленем», «оленевод».
На большей территории пространства освоения цаатанов распространены светлохвойные лиственничные леса, местами смешанные с кедром, березой либо степными участками. В высокогорной зоне лиственница образует редколесья, там, на высокогорных пастбищах, разрастается ягель – корм для оленьих стад. Значительную часть Прихубсугулья занимают безлесные территории, редколесья.
Основными поселениями высокогорной зоны являются Цагаан Нуур (бывший Гурвансайхан) и Рэнчинлхүмбэ. Там находятся стационарные жилища семей цаатанов. В настоящее время это могут быть и деревянные жилища байшин и войлочные юрты монгол гэр, различные хозяйственные строения. Данные поселения расположены в местах традиционных зимних стойбищ цаатанов – Дархатской котловине. Территории летнего пребывания большинства семей цаатанов находятся высоко в горах, среди гольцов хребтов Улаан тайга, Баян нуруу, Хорьдол-Сарьдаг, выше линии леса. Высокогорные и альпийские луга предназначены для выпаса оленьих стад, а также используются для отгонного выпаса лошадей. Летние пастбища одновременно являются и местами охотничьего промысла. Вместе с тем, для незначительной части цаатанов местом летнего пребывания является побережье озера Хубсугул.
Специфические особенности функционирования такой отрасли животноводческого направления, как оленеводство и, в частности, совершенно иные условия содержания оленей в летний период, полярные местам летовок других скотоводческих хозяйств, обеспечили сохранение и дальнейшее развитие этой отрасли хозяйства в среде монгольских аратов. По наблюдениям Грайворонского, «самый высокий процент аратства (61, 5%) был отмечен у дархатов, занимающихся оленеводством, что позволяет сделать вывод о том, что кочевое оленеводство более консервативно по сравнению с другими видами кочевого животноводства и менее поддается внешнему влиянию» [Грайворонский, 1997. С. 46]. Вместе с тем, следует учитывать и тот факт, что, в целом, все плоскогорье – изолированная от внешнего мира местность. Дорога, которая в недавнем прошлом поддерживала функционирование в 80-х годах прошлого столетия Цагаан-Нуурского рыбоперерабатывающего завода, в настоящее время разрушена и, по словам местных жителей, практически отсутствует. Возможно, что и специфика оленеводства и изолированное положение мест расселения цаатанов на плоскогорье Дархадын Хотгор позволили сохранить традиционные формы и способы ведения хозяйства, жизненный уклад.
Хозяйственные практики
Поскольку большинство современных хозяйств цаатанов смешанного типа, в указанных выше поселениях находится и часть скота, в состав которого входят крупный рогатый скот, в частности, сарлыки и лошади. Лошади используются, главным образом, как тягловые животные, а КРС обеспечивают потребности семей в молоке и молочных продуктах. И все же основную часть поголовья домашнего скота составляют северные олени цаа. Примечательно, что это слово в варианте сагаа(н) обнаруживается и в различных говорах бурят в значении «олень». Так, например, в говоре тункинских бурят сагаагаар ябаха означало «ехать верхом на олене», в говоре качугских бурят буха саган – «олень-самец», в закаменском и качугском эмэ сагаан – «самка оленя» и т.д. Поголовье северных оленей в Цагаан Нууре, по словам информатора Буузи-гуай Энхтуяа, достигает 470 голов. Роль оленеводства в современном быту цаатанов все еще сохраняет высокую значимость. Олень является незаменимым транспортным средством, в особенности для охотников, в таежной и высокогорной местности. Зимой в Дархатском крае сильные морозы (до –45) и глубокий снежный покров существенно ограничивают возможность использования лошадей. В полную силу лошади используются в теплое время года, когда олени находятся на летнем выпасе.
Оленина, помимо дичи, – один из основных мясных продуктов в рационе цаатанов в любое время года. От оленьей матки в среднем за сутки можно выдоить до 200–300 гр. молока, однако в настоящее время значимость оленей как животных, способных обеспечить семьи молоком, незначительна. Шкуры оленей широко используются в быту – из них изготавливают традиционную одежду, хубсары – меховые ковры, покрытия для чума урц гэр. Покрытия для урц гэр делают из шкур самцов, из шкур самок шьют традиционную одежду цаатанов. Летом же цаатаны, в основном, носят монгольскую одежду, так как традиционная очень теплая.
Смешанный тип хозяйства требует и особого разделения труда: с оленями в горы в летний период уходят старики, молодежь мужского пола, умеющая обращаться с огнестрельным оружием (в горных лесах множество хищников, от которых следует обороняться и дичи, на которую охотятся и в летнее время). Подобная организация труда была свойственна сойотам и рассматривалась исследователями в начале XX в. Система кочевания выработана в условиях горного рельефа местности и представляет разновидность яйлажного скотоводства с сезонными вертикальными миграциями.
Структура поселения
Традиционное поселение хубсугульских оленеводов на летниках составляют несколько урц гэр (конусообразные шалаши), сооруженные из жердей и покрытые брезентовыми полотнищами. Урц гэр, в отличие от войлочной юрты, собирается в считанные минуты. Остов чума при перекочевках с собой не возят, конструктивные детали жилища остаются на месте стоянки и пригодятся при последующем возвращении. Поблизости от жилья укладывают привязи для оленей – на землю кладут стволы деревьев, которые и служат своеобразным приспособлением для фиксации оленей. Подобные привязи широко используются и в хозяйствах других оленеводческих этносов, в частности, у тофаларов. Тофаларский вариант привязи – солбак, представляет собой жердь длиной 5–6 м с 3–4 сквозными отверстиями, которую прикрепляли к земле с помощью специальных колышков. К жерди можно было привязать 3–4 оленей [Мельникова, 1994, с.68]. В летнее время, находясь на такой привязи, олени имеют возможность пастись. Дойные оленихи пасутся поблизости от стойбища, не отходя далеко от оленят хугаш (монг. «детеныш северного оленя»), которые находятся на привязи. За сутки оленей доят дважды – утром и вечером, ночью матки с детенышами уходят на пастбище.
Пространство жилища организовано по аналогии с монгольской юртой: напротив входа к жердям укрепляются объекты сакрального характера, хадаки, пол вокруг очага устилается оленьими шкурами. В почетной части жилища, т.е. за очагом, напротив входа и на правой стороне могут расположиться гости. Место хозяйки – у очага в левой женской половине, там она готовит пищу. В женской половине чума между жердей на веревках сушится нарезанная длинными пластами оленина, хранятся другие продукты питания. Мебель в урц гэр отсутствует, все вещи упакованы в мешки, коробки и распределены вдоль стен. Очаг расположен в центре жилища и представляет собой железную печь. Но на временных стоянках на месте очага, как правило, устанавливают три плоских камня. Для растопки собирают хворост, которого всегда достаточно в окружающем лесу, воду для приготовления пищи берут из ближайшего источника. Монгольские оленеводы – наиболее приспособленные к жизни в таежных условиях кочевники. Им нет необходимости возить с собой множество продуктов, они способны обходиться тем, что им может предоставить лес. В отличие от монголов, бурят, цаатаны – прекрасные знатоки пригодных к употреблению в пищу и лекарственных дикорастущих трав. Различные виды растений, травы, ветки деревьев, а также рога оленей, клыки и когти хищных животных оленеводы используют как лекарственное средство, либо в качестве охранительных амулетов.
Познания цаатанов о богатствах местной природы очень широки. Так, в частности, они оказались неплохо осведомлены о том, что таят недра их края. Речь идет о проявлениях поделочного камня. Недра Монголии сложены породами различного возраста, которые в разные эпохи неоднократно дислоцировались тектоническими движениями высокой активности. С последними связано широкое проявление вулканизма. Наиболее распространенными в Прихубсугулье являются нижнепалеозойские и кайнозойские магматические образования.
Хубсугульский район является одним из районов, где обнаруживаются проявления ювелирно-поделочных камней, скопления которых сопутствуют застывшим вулканическим лавам, в частности, россыпи агата мана чулуу. Примеси железа и его окислов придают местном агату «теплые» цвета – оранжево-красный, каштановый, бурый. Как утверждают местные жители, поиски агатов – нелегкий труд, распознать в невзрачном внешне камне прекрасный агат могут только опытные, знающие старики. Пластины агата активно используются цаатанами в медицинских целях. Изделия из агата – нехитрые подвески, изготовленные местными умельцами, пользуются спросом у туристов. Помимо агата известен местным жителям другой поделочный камень – нефрит (ногоон чулуу). Небольшое месторождение этого камня находится к северу от Цагаан-нуура.
Хозяйственные практики, реализуемые в рамках традиционного образа жизни – один из немногих вариантов адаптации сельского населения Монголии – аратства в новых экономических условиях современной Монголии. В случае с монгольскими оленеводами – цаатанами, традиционный образ жизни последних обусловливается также и физико-географической изоляцией пространства расселения цаатанов. Тем не менее, бурное развитие международного туризма в последнее десятилетие предоставило неплохие возможности для включения цаатанов в сферу туристического бизнеса, которыми смогли воспользоваться несколько семей цаатанов.
1. Бадамхатан С. Халх ястны угсаатны байдал // БНМАУ-ын угсаатны зуй. 1 боть. – Уланбаата, 1987.
2. Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии. Социальные проблемы переходного периода 1980-1995. – М., 1997.
3. Гунгаадаш Б. Экономическая география Монголии. – М., 1984.
4. Мельникова Л. В. Тофы. – Иркутск, 1994.
5. Павлинская Л. Р. Кочевники голубых гор. – СПб., 2002.
Информаторы:
Бузи-гуай Энхтуяа, цаатан, Хубсугульский аймак, Хатгал
Карила Энхтуяа, цаатан, Хубсугульский аймак, Хатгал
Публикация подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 07-01-00333а
Самая северная часть Монголии – высокогорье, образованное хребтами Баян нуруу, Хорьдол-Сарьдаг, Улаан тайга, крупной межгорной котловиной Дархадын Хотгор (Дархатская котловина), расположенное на высоте 1 500–2 000 м., является территорией традиционного расселения одного из малочисленных народов Монголии (в настоящее время их насчитывается около 200 человек) – цаатанов, который на основании природных и климатических условий пространства расселения, образа жизни, хозяйственных практик правомерно считать входящим в группу коренных народов Севера.
Этногенез хубсугульских цаатанов, имеющих также несколько экзо- и эндоэтнонимов, таких как, ойн соёд уряанхай, уйгур цаатан, урианхай цаатан, тува цаатан, туhа, является малоизученным. Большинство исследователей, касавшихся этого вопроса, склонны считать, что хубсугульские цаатаны входят в группу близкородственных народов Саяно-Алтая, среди которых тувинцы-тоджинцы (Тува, Тоджа), тофа (Иркутская область, Нижнеудинский район, Тофалария), сойоты (Бурятия, Окинский и Тункинский районы). Таким образом, образуется определенный географический непрерывный субрегион, расположенный в границах административных районов Монголии (Хубсугульский аймак) и России (Бурятия, Иркутская область, Тува). Помимо общего хозяйственно-культурного типа, распространенного у указанных народов, у них есть много общих черт в языке, а также в этническом составе. Однако, оказавшись разделенными границами Российской и Цзиньской империй, хубсугульские цаатаны и тувинцы-тоджинцы развивались отдельно от сойотов и тофаларов.
Сам же этноним цаатан связан с основным, идентифицирующим многие северные народы, видом хозяйственной деятельности – оленеводством, т.е., по сути, является этнонимом социального происхождения, в основе которого лежит термин, указывающий на вид деятельности. В основе соционима, легшего в основу этнонима, лежит термин «цаа»,в монгольских языках имеющий значение «северный олень». Отсюда этноним цаатан репрезентируется как «обладающий оленем», «оленевод».
На большей территории пространства освоения цаатанов распространены светлохвойные лиственничные леса, местами смешанные с кедром, березой либо степными участками. В высокогорной зоне лиственница образует редколесья, там, на высокогорных пастбищах, разрастается ягель – корм для оленьих стад. Значительную часть Прихубсугулья занимают безлесные территории, редколесья.
Основными поселениями высокогорной зоны являются Цагаан Нуур (бывший Гурвансайхан) и Рэнчинлхүмбэ. Там находятся стационарные жилища семей цаатанов. В настоящее время это могут быть и деревянные жилища байшин и войлочные юрты монгол гэр, различные хозяйственные строения. Данные поселения расположены в местах традиционных зимних стойбищ цаатанов – Дархатской котловине. Территории летнего пребывания большинства семей цаатанов находятся высоко в горах, среди гольцов хребтов Улаан тайга, Баян нуруу, Хорьдол-Сарьдаг, выше линии леса. Высокогорные и альпийские луга предназначены для выпаса оленьих стад, а также используются для отгонного выпаса лошадей. Летние пастбища одновременно являются и местами охотничьего промысла. Вместе с тем, для незначительной части цаатанов местом летнего пребывания является побережье озера Хубсугул.
Специфические особенности функционирования такой отрасли животноводческого направления, как оленеводство и, в частности, совершенно иные условия содержания оленей в летний период, полярные местам летовок других скотоводческих хозяйств, обеспечили сохранение и дальнейшее развитие этой отрасли хозяйства в среде монгольских аратов. По наблюдениям Грайворонского, «самый высокий процент аратства (61, 5%) был отмечен у дархатов, занимающихся оленеводством, что позволяет сделать вывод о том, что кочевое оленеводство более консервативно по сравнению с другими видами кочевого животноводства и менее поддается внешнему влиянию» [Грайворонский, 1997. С. 46]. Вместе с тем, следует учитывать и тот факт, что, в целом, все плоскогорье – изолированная от внешнего мира местность. Дорога, которая в недавнем прошлом поддерживала функционирование в 80-х годах прошлого столетия Цагаан-Нуурского рыбоперерабатывающего завода, в настоящее время разрушена и, по словам местных жителей, практически отсутствует. Возможно, что и специфика оленеводства и изолированное положение мест расселения цаатанов на плоскогорье Дархадын Хотгор позволили сохранить традиционные формы и способы ведения хозяйства, жизненный уклад.
Хозяйственные практики
Поскольку большинство современных хозяйств цаатанов смешанного типа, в указанных выше поселениях находится и часть скота, в состав которого входят крупный рогатый скот, в частности, сарлыки и лошади. Лошади используются, главным образом, как тягловые животные, а КРС обеспечивают потребности семей в молоке и молочных продуктах. И все же основную часть поголовья домашнего скота составляют северные олени цаа. Примечательно, что это слово в варианте сагаа(н) обнаруживается и в различных говорах бурят в значении «олень». Так, например, в говоре тункинских бурят сагаагаар ябаха означало «ехать верхом на олене», в говоре качугских бурят буха саган – «олень-самец», в закаменском и качугском эмэ сагаан – «самка оленя» и т.д. Поголовье северных оленей в Цагаан Нууре, по словам информатора Буузи-гуай Энхтуяа, достигает 470 голов. Роль оленеводства в современном быту цаатанов все еще сохраняет высокую значимость. Олень является незаменимым транспортным средством, в особенности для охотников, в таежной и высокогорной местности. Зимой в Дархатском крае сильные морозы (до –45) и глубокий снежный покров существенно ограничивают возможность использования лошадей. В полную силу лошади используются в теплое время года, когда олени находятся на летнем выпасе.
Оленина, помимо дичи, – один из основных мясных продуктов в рационе цаатанов в любое время года. От оленьей матки в среднем за сутки можно выдоить до 200–300 гр. молока, однако в настоящее время значимость оленей как животных, способных обеспечить семьи молоком, незначительна. Шкуры оленей широко используются в быту – из них изготавливают традиционную одежду, хубсары – меховые ковры, покрытия для чума урц гэр. Покрытия для урц гэр делают из шкур самцов, из шкур самок шьют традиционную одежду цаатанов. Летом же цаатаны, в основном, носят монгольскую одежду, так как традиционная очень теплая.
Смешанный тип хозяйства требует и особого разделения труда: с оленями в горы в летний период уходят старики, молодежь мужского пола, умеющая обращаться с огнестрельным оружием (в горных лесах множество хищников, от которых следует обороняться и дичи, на которую охотятся и в летнее время). Подобная организация труда была свойственна сойотам и рассматривалась исследователями в начале XX в. Система кочевания выработана в условиях горного рельефа местности и представляет разновидность яйлажного скотоводства с сезонными вертикальными миграциями.
Структура поселения
Традиционное поселение хубсугульских оленеводов на летниках составляют несколько урц гэр (конусообразные шалаши), сооруженные из жердей и покрытые брезентовыми полотнищами. Урц гэр, в отличие от войлочной юрты, собирается в считанные минуты. Остов чума при перекочевках с собой не возят, конструктивные детали жилища остаются на месте стоянки и пригодятся при последующем возвращении. Поблизости от жилья укладывают привязи для оленей – на землю кладут стволы деревьев, которые и служат своеобразным приспособлением для фиксации оленей. Подобные привязи широко используются и в хозяйствах других оленеводческих этносов, в частности, у тофаларов. Тофаларский вариант привязи – солбак, представляет собой жердь длиной 5–6 м с 3–4 сквозными отверстиями, которую прикрепляли к земле с помощью специальных колышков. К жерди можно было привязать 3–4 оленей [Мельникова, 1994, с.68]. В летнее время, находясь на такой привязи, олени имеют возможность пастись. Дойные оленихи пасутся поблизости от стойбища, не отходя далеко от оленят хугаш (монг. «детеныш северного оленя»), которые находятся на привязи. За сутки оленей доят дважды – утром и вечером, ночью матки с детенышами уходят на пастбище.
Пространство жилища организовано по аналогии с монгольской юртой: напротив входа к жердям укрепляются объекты сакрального характера, хадаки, пол вокруг очага устилается оленьими шкурами. В почетной части жилища, т.е. за очагом, напротив входа и на правой стороне могут расположиться гости. Место хозяйки – у очага в левой женской половине, там она готовит пищу. В женской половине чума между жердей на веревках сушится нарезанная длинными пластами оленина, хранятся другие продукты питания. Мебель в урц гэр отсутствует, все вещи упакованы в мешки, коробки и распределены вдоль стен. Очаг расположен в центре жилища и представляет собой железную печь. Но на временных стоянках на месте очага, как правило, устанавливают три плоских камня. Для растопки собирают хворост, которого всегда достаточно в окружающем лесу, воду для приготовления пищи берут из ближайшего источника. Монгольские оленеводы – наиболее приспособленные к жизни в таежных условиях кочевники. Им нет необходимости возить с собой множество продуктов, они способны обходиться тем, что им может предоставить лес. В отличие от монголов, бурят, цаатаны – прекрасные знатоки пригодных к употреблению в пищу и лекарственных дикорастущих трав. Различные виды растений, травы, ветки деревьев, а также рога оленей, клыки и когти хищных животных оленеводы используют как лекарственное средство, либо в качестве охранительных амулетов.
Познания цаатанов о богатствах местной природы очень широки. Так, в частности, они оказались неплохо осведомлены о том, что таят недра их края. Речь идет о проявлениях поделочного камня. Недра Монголии сложены породами различного возраста, которые в разные эпохи неоднократно дислоцировались тектоническими движениями высокой активности. С последними связано широкое проявление вулканизма. Наиболее распространенными в Прихубсугулье являются нижнепалеозойские и кайнозойские магматические образования.
Хубсугульский район является одним из районов, где обнаруживаются проявления ювелирно-поделочных камней, скопления которых сопутствуют застывшим вулканическим лавам, в частности, россыпи агата мана чулуу. Примеси железа и его окислов придают местном агату «теплые» цвета – оранжево-красный, каштановый, бурый. Как утверждают местные жители, поиски агатов – нелегкий труд, распознать в невзрачном внешне камне прекрасный агат могут только опытные, знающие старики. Пластины агата активно используются цаатанами в медицинских целях. Изделия из агата – нехитрые подвески, изготовленные местными умельцами, пользуются спросом у туристов. Помимо агата известен местным жителям другой поделочный камень – нефрит (ногоон чулуу). Небольшое месторождение этого камня находится к северу от Цагаан-нуура.
Хозяйственные практики, реализуемые в рамках традиционного образа жизни – один из немногих вариантов адаптации сельского населения Монголии – аратства в новых экономических условиях современной Монголии. В случае с монгольскими оленеводами – цаатанами, традиционный образ жизни последних обусловливается также и физико-географической изоляцией пространства расселения цаатанов. Тем не менее, бурное развитие международного туризма в последнее десятилетие предоставило неплохие возможности для включения цаатанов в сферу туристического бизнеса, которыми смогли воспользоваться несколько семей цаатанов.
1. Бадамхатан С. Халх ястны угсаатны байдал // БНМАУ-ын угсаатны зуй. 1 боть. – Уланбаата, 1987.
2. Грайворонский В. В. Современное аратство Монголии. Социальные проблемы переходного периода 1980-1995. – М., 1997.
3. Гунгаадаш Б. Экономическая география Монголии. – М., 1984.
4. Мельникова Л. В. Тофы. – Иркутск, 1994.
5. Павлинская Л. Р. Кочевники голубых гор. – СПб., 2002.
Информаторы:
Бузи-гуай Энхтуяа, цаатан, Хубсугульский аймак, Хатгал
Карила Энхтуяа, цаатан, Хубсугульский аймак, Хатгал