Вторник, 23.04.2024, 09:04Главная | Регистрация | Вход

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Калмыки
Калмыки
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»



Калмы́ки — монгольский народ в Калмыкии (Россия), Китае и Монголии (ойраты). Говорят на калмыцком (ойрат-калмыцком) языке монгольской ветви алтайской языковой семьи.

 
Название

Калмыки известны в русском языке также как ойраты (не путать с этнонимом ойроты, который использовался до 1948 в отношении алтайцев), джунгары, западные монголы, калмаки, сарт-калмаки, а в других языках как Kalmouks, Calmoucs, Calmucks, Kalmyks.
Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает «оставшиеся», так западные тюрки называли своих восточных соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. В русских письменных источниках этноним калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Автоэтноним (самоназвание)

Сами же калмыки называют себя хальмг (что означает «оставшийся») или ёёрд (от дёрвн ёёрд, что означает «четверо близких», «четыре союзника»). Калмыки КНР (Ойраты) также называют себя ойрат-монголами, так как в КНР все монголоязычные народы (ойраты, халхи, буряты и др.) называются монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных подразделения, или поколения, как называли их русские в XVI веке — торгуты (торгоуты), дербеты (дёрвюды), хошоуты (хошуты) и олёты (зюнгары). Так называемые "бузавы", как отдельный субэтнос в данный момент не рассматривается, ввиду отсутствия сколько-нибудь различий по языку и обычаев от остальных крупных племенных групп калмыков. Ранее так называлась часть торгоутов, дербетов и олётов (зюнгаров), живших рядом с донскими казаками и активно с ними взаимодействовавшая.

Территория расселения

Калмыки (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты), бузавы) проживают в Республике Калмыкия — 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002.
Большие группы калмыков (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района; провинция Цинхай) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) — около 150 тыс. человек.
Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» — в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.)
 
Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. — 131 тыс., 1937 г. — 127 тыс., 1939 г. — 134 тыс.. 1959 г. — 106 тыс., 1970 г. — 137 тыс., 1979 г. — 147 тыс. чел., 1989 г. — 174 тыс.чел., из них в Республике Калмыкия (Хальмг Танhч) — 166 тыс.чел. В Афганистане также проживают ойраты (калмыки) оставшиеся там после завоеваний Чингиз-хана.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок — дербетов, торгоутов, хошеутов и олётов (зюнгаров). На современном этапе происходит активное смешение родов и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки — монголоиды, но в отличие от классических монголоидов в результате смешения с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.
 
Письменность

Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг (Ясное письмо) был создан в сер.17 в. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.
Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Этногенез калмыков недостаточно хорошо изучен. Но Калмыки широко упоминаются в связи с возвышением легендарного завоевателя Тимура. Согласно биографам Тимура, его молодость прошла в борьбе с оккупировавшими его Родину Калмыками (Гетами) кашгарского хана. Возмужавший Тимур изгоняет завоевателей-калмыков-гетов из своей страны и начинает походы на Запад и Юг. Английские исследователи XVIII века (Gibbon и др.) отождествляют Гетов-Калмыков времен Тимура с массагетами античных времен, остановившими продвижение Александра Македонского в Центральной Азии. Калмыки также упоминаются в произведении Чингиз Наме, которое традиционно датируется XIII веком.
По одной из версий, калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен — дербетов, торгутов и др. Считается что там они приняли российское подданство и с 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство, которое было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину.
Оппоненты же, в частности, обращают внимание на то, что калмыки упоминаются в русских источниках еще XVI века, что связи с калмыками всегда осуществлялись по линии Коллегии Иностранных Дел Российской Империи и передача калмыцких дел в ведение Министерства Внутренних Дел произошла лишь в 1825 году.
Как бы то ни было, первые упоминания о калмыках в русских источниках относятся к началу XVI века, времени царствования Елены Глинской. Себастьян Мюнстер, издавший свою «Космографию» в 1544 году, получил сведения о калмыках от русских информантов.
Фрагмент карты Российской Империи Петра Великого, составленной пленными шведскими офицерами приблизительно в 1720—1725 годах. Среди окружающих Россию государств зелёным цветом выделено Калмыцкое государство, называемое некоторыми историками Джунгарским ханством.


В XVII веке, в результате мощной экспансии, калмыки заняли громадные территории от Дона до Енисея по широте и от Урала до границ Индии по долготе. В 1640 году, на съезде калмыцких (ойратских) ханов в предгорьях Тарбагатайского горного хребта, был принят общекалмыцкий (ойратский) свод законов Ик Цааджн Бичг (традиционно переводится на русский как Великое Степное Уложение), который институализировал единое правовое пространство от Кавказа до границ Индии.
Величайшая империя кочевников нового времени известна сейчас под названием Джунгарское ханство. Современная Калмыкия является, фактически, осколком этого государства.
В 1698 во время правления хана Аюки произошел разрыв волжских калмыков с Джунгарией. Образовалось самостоятельное Калмыцкое ханство. После смерти Аюки Калмыцкое ханство попадает в зависимость от России.
В 1771 большая часть калмыков вернулась в Джунгарию. Калмыцкое ханство прекратило свое существование и было аннексировано Россией. В 1825 году калмыцкие дела окончательно передаются из ведения Министерства Иностранных Дел в ведение Министерства Внутренних дел Российской Империи.
После окончания Гражданской войны калмыки, участвовавшие в белом движении, эмигрировали в Югославию, Болгарию, Францию и некоторые другие страны. В России в 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 в АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве Советской Родины были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа.[Источник?] После ликвидации калмыцкой автономии и высылки всего калмыцкого народа в районы Сибири и Крайнего Севера в 1943 году, на исследования калмыцкой истории был наложен негласный запрет. Упоминания о калмыках были удалены из энциклопедий и даже художественных книг. А в академических кругах был «изобретён» новый народ — ойраты. История калмыков была искусственно разделена на историю ойратов и историю калмыков. Хотя оба этих названия — «калмыки» и «ойраты» являются названиями одного и того же народа, первое название — тюркского, а второе — монгольского происхождения.
После окончания Второй Мировой войны, калмыцким беженцам, оказавшимся на территории Западной Европы, была предоставлена возможность въехать в США, где сейчас проживают их потомки. В 1957—1958 гг. была восстановлена национальная и отчасти территориальная государственность (два района Калмыкии до сих пор находятся в составе Астраханской области) и ссыльные калмыки вернулись на место прежнего проживания. С 1992 г. название Калмыцкая АССР было изменено на «Республика Калмыкия — Хальмг Тангч». Затем было отменено название Хальмг Тангч. Сегодня — «Республика Калмыкия».
Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью, разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и калмыков, проживающих на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была юрта монгольского типа. Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двухстворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности, слева от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота, она имела белый цвет, и синие или полосатые штаны. Поверх них носили сшитый в талию бешмет и еще одни штаны, обычно суконные. Бешмет подпоясывался кожаным ремнем, богато орнаментированным серебряными бляхами, он был показателем благосостояния владельца, к поясу с левой стороны подвешивали нож в ножнах. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Парадные головные уборы имели красную шелковую кисть, почему соседние народы называли калмыков «краснокисточные». Обувью были мягкие кожаные сапоги черного или красного цвета со слегка загнутыми носами, их носили с войлочным чулком-вкладышем зимой и холщовыми портянками летом. Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девушки с 12-13 лет поверх рубахи и штанов носили камзол, туго стягивающий грудь и талию и делавший фигуру плоской, его не снимали даже на ночь. Женской одеждой был также бииз из ситца или шерстяной ткани в виде длинного платья, в талии он стягивался поясом с металлическими накладными бляхами, женщины также носили бирз — широкое платье без пояса. Девичьим головным убором была шапочка, женский головной убор напоминал берет с широким твердым обручем внизу. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и пропускали их в накосники черного цвета или бархата. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и др. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней, мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.
 
Пища

Традиционной пищей калмыков были мясо и молоко. Мясные блюда делались из баранины и говядины, менее употребительны были остальные его виды. Варили мясной бульон, приправляя его сырым репчатым луком, лапшу с мясом и луком, береки — крупные пельмени, популярен был дутур — тушеные в воде мелко нарезанные внутренности, запекали мясо в закрытой посуде, раньше — целой тушей в земле. Разнообразны были блюда из молока — сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба — чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия — пресные лепешки в бараньем жиру, борцог — кольцеобразные лепешки, круглые в сечении, цельвг — тонкая лепешка обжаренная в кипящем масле или жиру. Там, где калмыки жили у водных источников, преобладали рыбные блюда. Алкогольным напитком была арьк (арака)— молочная водка..
 
Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной аристократии, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родо-племенные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Брак

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности которые передавала семья жениха семье невесты могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовило само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.
 
Религия

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления — шаманизм, фетишизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями.

Фольклор

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи, это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.
Популярностью пользовались трёхстишия гурвн, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.

* * *
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz